ДОСШ по самбо МИНИСТЕРСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Всероссийская федерация самбо Федерация самбо Свердловской области

ГАУ ДО СО "ДЮСШ по самбо"

детско-юношеская спортивная школа по самбо

Николай Александрович в гостях у утреннего шоу на ОТВ


Слово тренера

Я очень рад, что работаю именно детским тренером в этой знаменитой школе.
За 30 лет своей тренерской работы в этой школе свыше 20 моих воспитанников стали мастерами спорта, мастерами спорта международного класса, есть золотые и серебряные призеры первенства Европы, победители и призеры первенств СССР, РСФСР, России, победители и призеры многих других соревнований различного уровня.
Согласитесь, приятно наблюдать за процессом роста…
Самое большое наследство, которое мы можем оставить своим детям – это умение рассчитывать в этой жизни на себя, это - умение ставить цели и добиваться ее, это - умение трудиться с радостью, быть неравнодушными, это - умение чувствовать прекрасное.
Мы можем помочь ребенку приобрести правильные привычки здорового образа жизни, которые позволят ему быть в прекрасной физической форме, не болеть душой и телом. Все это поможет ему полнее раскрыться в этой жизни!
Своими главными задачами в работе с детьми я считаю:
   1. Помочь ребятам, особенно слабым, больным и робким научиться рассчитывать на себя, поверить в себя, раскрыть себя в чем-либо, чтобы ни один ребенок не остался незамеченным, повысить у них самооценку.
   2.На каждой тренировке «заметить» каждого ребенка (что-либо спросить, показать, одобрить, похвалить, поддержать). Следить, чтобы после каждой тренировки ВСЕ дети уходили домой чего-либо добившись, удовлетворенные, чтобы ни у кого не было ничего непонятого.
   3.Развить у детей интерес к занятиям (в первую очередь в школе) – основу всех действий ребенка через овладение знаниями, умениями, через приобретение силы, уверенности в себе, через достижение ребятами чувства радости и победы от преодоления себя!
   4. Развить у детей потребность в физических движениях, в здоровой гигиене тела и духа, научить их не болеть, выработать правильную осанку, основу физического здоровья, подружиться с холодной водой и снегом, развить потребность трудиться, потребность в доброте, силе, здоровье, дисциплине, ответственности.
Дать каждому ребенку пережить ни с чем несравнимое чувство быть сильным и здоровым. Испытать радость победы, победы на собой, над соперником. Все это помогает освободиться от страха, робости, неуверенности, застенчивости и других комплексов. Дети обязательно разовьют свои способности, что значительно поможет им в жизни, учебе, а в дальнейшем – состояться как личность.
   5. Научить ребят правильным движениям в борьбе, а уже через них научить приемам и другим премудростям борьбы (т.е. через физическое, нравственное и духовное здоровье – в спорт).
   6. Школа самбо – это маленькая модель жизни, и от того, что добьется ребенок в школе, зависит, что он добьется во взрослой жизни. И своей задачей я считаю помочь каждому ребенку изучить себя, понять себя, свои сильные и слабые стороны, помочь реализовать себя, помочь обрести моральный и физический стержень, научить ребенка как реализовать свою мечту, как ставить цель и добиваться ее – это все через борьбу самбо. Чтобы во взрослой жизни он быстрее и лучше состоялся.


Обращение к родителям

1. Дорогие родители! Важнее и нужнее Вас для Вашего ребенка нет никого на белом свете. Никто не сможет заменить ребенку Вас, как бы он не старался! Это доказывает весь опыт моей работы с детьми, а это – 30 лет жизни (согласитесь, это не мало).

Ребенок изначально хочет нравиться родителям, чтобы родители им гордились. Все что делают для него родители, он воспринимает как позитивное, нужное, обязательное. И поэтому выбранного родителями тренера, он воспринимает как эталон.

Секций существует очень много. У нас у всех есть большой выбор и это хорошо. Но как не ошибиться с выбором? С выбором, от которого во многом будет зависеть будущее Вашего сына… Так как, приобретая навыки вида спорта, Ваш ребенок еще и учится «жизни» в коллективе. Учится и у тренера, повторяя или копируя его поступки. Поэтому, особенно первая секция ребенка лучше, если будет ориентирована не столько на вид спорта (хотя это очень важно), сколько на личность тренера, каждое слово которого может оказаться  Главным для вашего ребенка. Хорошо, если ребенок сам угадает «свой» вид спорта и «своего» тренера. А если нет? (что тоже бывает). Это же Ваш ребенок…

И вот тут, нам, взрослым, нужно помочь ему определиться с выбором.

Тренер для ребенка – это идеал, кумир силы, мужества, мудрости, человек, каждое слово которого ребенок ловит и впитывает.

Тренер – это тот взрослый, который будет оказывать на ребенка большое влияние, будет формировать не только тело, но и душу, характер, мировоззрение. Это тот взрослый, которого ребенок будет копировать, будет стараться на него быть похожим, которому он ВЕРИТ, еще и потому что его выбрали родители. Насколько тренер культурен, как общается, одевается, расходятся ли его слова с делом, как реагирует на разные ситуации и многое другое – детский ум все это подмечает и копирует.

Поэтому очень важно, кто «поведет», по жизни Вашего сына вне семьи, кто сможет ему передать не только мудрость спорта, но и в какой-то степени – мудрость жизни.

За прожитые годы я столкнулся с тем, что дети часто прислушиваются к тому, что говорят вне дома, вне семьи – на улице, чужие дяди и тети, ребята во дворе. Так пусть та информация, которую ваши дети будут получать идет от человека, которого вы считаете достойным учить вашего ребенка.

Он поможет вам сформировать у ребенка те жизненные убеждения, которые будут служить ему опорой всю дальнейшую жизнь, заложить в него как можно больше «хороших» привычек, которые позволят ему реализовать потребность в нравственном и физическом самосовершенствовании, позволят получать удовольствие в труде, творчестве, позволят получать радость в достижении цели и многое другое.

2. Прежде чем отдать ребенка в секцию, необходимо самим представить себе, что Вы хотите, чтобы Ваш ребенок приобрел в секции:

- физическое здоровье (закалка, сила и т. д.)?

- нравственное здоровье?

- навыки данного вида спорт?

- или еще что-то…?

Хорошо, если все это можно получить у одного наставника – это наилучший вариант. На мой взгляд, главная задача родителя – найти человека, который отвечал бы Вашим понятиям и представлениям как Человека и как профессионала.

Отдавая ребенка в ясли, детский сад, школу, спортивную секцию и пр., узнайте все возможное о взрослом, который будет воспитывать и учить ребенка, так как ребенок скопирует многое от своего воспитателя, тренера. Поэтому этот человек должен быть положительным во всех отношениях.

Я глубоко убежден, что нужно вести ребенка не просто в детсад, школу, секцию, а конкретно к воспитателю, учителю, тренеру, чтобы кроме знания своей специальности этот взрослый обладал (и это главное) высокими человеческими качествами, достойными подражания, которые помогут сформировать у ребенка высокий моральный стержень – основу личности.

3. Прежде чем записать ребенка в секцию необходимо:

а) Нужно узнать о тренере:

- Сколько лет работает?

- Какие у него результаты?

-Как он общается с детьми?

- Есть ли в его голосе сигналы любви, поддержки, помощи?

- Какая обстановка в группе?

- Как он культурен?

- Чем он занимается с ребятами кроме спорта (закалка, здоровье, беседы и др.)?

- Отвечает ли он Вашим требованиям как наставник Вашего ребенка?

б) Обязательно переговорить с родителями ребят, которые занимаются или занимались у этого тренера и с самими ребятами, чтобы составить представление о человеке, который будет наставником и тренером вашего ребенка.

в) нужно познакомиться с программой подготовки тренером детей, есть ли там место нравственному, духовному развитию, так как спорт – это еще не вся жизнь. Навыки детского вида спорта со временем исчезнут, нравственные привычки останутся и перерастут в характер.

г) необходимо переговорить с тренером, побывать у него на тренировках и только потом, все очень хорошо обдумав, принимать решение, от которого во многом будет зависеть будущее вашего ребенка.

Как сказано выше, тренер для ребенка не просто человек, а еще и кумир силы, мужества, знаний, ему ребенок склонен верить и брать с него пример во всем, тем более, что выбрали его Вы.

Поэтому на первом этапе обучения особенно много времени на тренировках должно уделяться беседам, разговорам, рассказам о доброте и зле, о силе и мужестве, о терпимости, дисциплине и дружбе, об уважении к старшим, об ответственности и др.

Необходимо приводить примеры мужества, добра, заботы и др.

Нужны разговоры о пользе, выгоде для ребенка хорошего настроения, дружбы, о здоровья, учебы и о том, как этого добиться. Все это и есть «семена» хороших привычек в души ребят (очень важно их посеять как можно раньше), которые со временем прорастут в нравственную, моральную и физическую основу личности ребенка, и помогут ему вырасти в человека, которым Вы будете гордиться.

И если тренер об этом говорит с детьми и не только говорит, но и учит этому, то можно смело доверить ребенка этому человеку.

4. Чтобы результат посещения вашим ребенком секции был выше, необходима обязательная совместная работа с тренером каждого родителя, которая заключается  в искреннем интересе к тому, чем ребенок занимается и в контроле его посещений секции, домашних заданий, участия в соревнованиях.

Не ошибитесь с выбором….


Основные «тропинки» к достижению вершин

Обучение ребят проходит в два этапа:

I этап (1,2,3,год): ребята проходят предмет здоровья и основы самбо.

1. Здоровье физическое.

Ребята учатся:

- как повысить свой иммунитет, как закалить свой дух и тело, в том числе снегом и водой.

- основам правильного питания и дыхания

- не болеть, предупреждать простудные заболевания и обходиться без таблеток, если уже заболел.

- основам массажа и самомассажа.

- корректировать сколиозы и плоскостопие.

Снимать боли в позвоночнике, суставах, мышцах.

- правильной осанке - основе физического здоровья.

2. Здоровье нравственное, психическое.

Ребята учатся:

- искусству позитивного отношения к жизни.

- искусству общения, терпимости к другим.

- ставить цели и добиваться их.

- принимать решения, быть ответственным, уверенным в себе.

- искусству учиться (в первую очередь учить школьные уроки).

- не только смотреть, но и видеть; не только слушать, но и слышать.

- как развить свою волю, характер.

- владеть собой в стрессовых ситуациях.

- умению расслабляться, концентрироваться, настраиваться на учебу, работу, схватку, соревнования.

- управлять своими страхами.

- анализировать свои тренировки и действия в тетрадях для домашних заданий.

3. Предмет САМБО (в основном в виде игры)

Ребята развивают, изучают и сдают:

- общие и специальные качества борца (ловкость, силу, быстроту, координацию, гибкость, выносливость) через игры, акробатику, упражнения на перекладине, упражнения с резиновым жгутом, через упражнения с собственным весом.

- основные понятия и умения борца: правила страховки и самостраховки, стойки, захваты, движения, подвороты, удержания, перевороты, броски, болевые и прочее.

- основы боевого самбо: защиты, освобождения от захватов, движения и прочее.

II

На следующем этапе (4, 5, 6, 7 год обучения) мои ребята проходят в более сжатом варианте программу первого этапа, и на основе своих, уже развитых общих и специальных качеств, на основе уже развитых «правильных» движений дальше осваивают науку борьбы. Ребята совершенствуют не только технику приемов и проводимых схваток, но и тактику их ведения, глубоко познавая и развивая свои возможности.

Идет дальнейшее изучение приемов боевого самбо.

Достаточное время уделяется теоретической работе, идет дальнейшее совершенствование общих и специальных физических качеств борца.

Как итог занятий – участие во многих соревнованиях по борьбе и ОФП, где наиболее закаляется характер ребенка, проверяются и проходят проверку все его психологические и физические качества.

И на этом этапе ребята более углубленно узнают о питании, дыхании, массаже и самомассаже, регулировке своего веса при помощи питания, тренировок, бани.

Ребята развивают логическое мышление, память, внимание, познают радость творчества на ковре, придумывают свои захваты, приемы, контрприемы, комбинации приемов.


Наши традиции

  1. Круглогодичные пробежки после тренировки в шортах (в любую погоду) босиком до снега и в обуви при снеге, вокруг футбольного поля, а зимой еще и обтирание, и кувырки в снегу.

  2. Ежегодное торжественное принятие новых ребят в самбисты (ноябрь).

  3. Общие походы в лес в школьные каникулы.

  4. Ежегодно 31 декабря проводится забег в шортах, шапочках, варежках и кроссовках всех моих воспитанников по улицам Уралмаша до Новогодней Елки на Площади Первой Пятилетки и обратно на стадион с последующим обливанием холодной водой.

  5. Ежегодное подведение итогов с определением и награждением лучших ребят.

  6. Общие забеги ребят и родителей в честь 23 февраля и 8 марта.

  7. Ежемесячные соревнования по борьбе и ОФП с подведением итогов и награждением.

  8. Обязательные отчеты ребят после поездок на различные соревнования по борьбе.

  9. Воскресные пробежки вместе с родителями. «Школа» здоровья по воскресеньям для родителей (по желанию).


Роль родителей в тренерской работе

Борьба самбо – это такой же предмет, как и любой предмет в школе общеобразовательной, только на нем ребята тренируют, развивают не только мозг, но и тело. Овладение этим предметом, этой наукой самообороны без оружия требует большого старания и терпения, и для этого требуется Ваша помощь, Родители!

Я убежден, что без контакта с родителями ни один педагог в полной мере не добьется своей цели, и мы, тренеры, не исключение.

Я, как тренер, смогу разжечь в душе ребенка интерес к спорту, к борьбе и физическим упражнениям, но этот интерес необходимо поддерживать постоянно, а для этого желательно чтобы родители:

1. Родители ежедневно интересовались тренировками ребенка, просили его рассказать, и, если возможно, показать, что проходили на тренировке.

2. Ежедневно контролировали выполнение домашнего задания (по ежедневному заданию «козлят» и по отчету тренировки).

3. Помогали детям стать сильными, закаленными, поощряли делать зарядку, обливаться холодной водой и делать другие наши процедуры (ежедневно), а еще лучше чтобы делали это вместе с ними, увлекая их своим примером.

4. Пусть в доме будет «культ здоровья», для этого нужны разговоры о спорте, книги, журналы, статьи, плакаты, девизы, видеофильмы, совместные походы в лес, на лыжах, обсуждение соревнований и пр.

5. Книги сеют в детские души интерес к жизни, пробуждают жажду познания, творчества, помогают найти себя:

Как устроен человек?

Каковы физические и психические резервы человека?

Как быть здоровым и не болеть?

Правила общения со взрослыми, с ровесниками?

Как победить лень? Свои комплексы? Страхи? И др.

Поэтому желательно, чтобы дома были книги по психологии, спорту, познавательные.

  1. Особенно первое время, лучше папе, а может и обоим родителям, обязательно нужно помочь сыну (лучше своим примером), «втянуться» в ежедневную зарядку, обливания, занятия на перекладине и выполнение домашних заданий. Хорошо, если это будет в игровой форме, с улыбкой, но иногда, при необходимости, нужно и заставить сына заниматься, выполнять требования секции.

  2. Очень важно родителям не пропустить момент, когда ребенку будет трудно, помочь ему преодолеть это (можно вместе с тренером). Иначе ребенок может потерять интерес к занятиям, а это главное, что заставляет его ходить на тренировки, и тогда будет очень трудно, а зачастую и невозможно вернуть его в  секцию и вообще чем-то увлечь.

На свете есть много профессий, Но есть одна, самая главная и важная – это профессия родителя. И от того, как мы ей овладеем, зависит будущее наших детей, и в конечном итоге, будущее нашей страны.


Мои планы

Как педагог и тренер я не представляю своей деятельности без постоянного совершенствования.

1. Помочь ребятам определить и использовать максимально то, что заложено в них от рождения, особенно в психологической сфере, чтобы не «ломать» ребенка, чтобы не навязывать ему то, что против его «природы», т.к. природные инстинкты с которыми родился ребенок нельзя убрать, будет только хуже. Счастлив тот, кто живет в согласии со своими природными инстинктами.

2. Сформировать у детей позитивное отношение к жизни, научить детей понимать и принимать себя и других, научить их хорошим, добрым, теплым отношениям.

3. Научить ребят владеть своей интуицией, владеть собой в различных стрессовых ситуациях (и не только в борьбе).

4. Добиться, чтобы все «мои» дети не болели и учились на «отлично» и «хорошо» в общеобразовательной и спортивной школе.

5. Развить у детей заинтересованность, потребность в дальнейшем изучении науки самбо, не только как борьбы, но и как философии, т.е. через самбо помочь ребятам познать себя, познать других, познать мир, познать свои физические и психические возможности и не только познать, но и научить их воздействовать на них.

6. Чтобы у всех «моих» детей выросли «крылья» и они полетели по жизни добрыми, сильными, уверенными в себе, чтобы сформировались как личности, что обязательно приведет их к профессионализму, к успешности.

Все только начинается…

За 29 лет тренерской работы более 10 тысяч ребят оздоровлено, сотни ребят избавились от простудных и других заболеваний. Большинство моих бывших воспитанников крепко «стоят на ногах», нашли свое место в жизни. Многие привели своих детей ко мне.

«Мои» дети научились не болеть, знают, что и как делать, чтобы быть здоровыми душой и телом, освободились от страха, неуверенности в себе, и других комплексов, почувствовали себя личностью, научились ставить цели и добиваться их, испытали радость достижения цели, радость победы над собой, над соперниками, радость творчества.


1 2